Россинский С.Б. Процессуальные комбинации как средства познания обстоятельств уголовного дела // Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России. – Ч. 2. – М.: Академия управления МВД России, 2015

Современное уголовно-процессуальное законодательство наделяет органы дознания и предварительного следствия целым арсеналом средств и способов познавательного характера, направленных на установление обстоятельств уголовного дела и, следовательно, на достижение задач уголовного судопроизводства. Причем эти процессуальные средства и способы имеют самую разнообразную природу и сложность. Так наиболее типичными познавательными механизмами в досудебном производстве, несомненно, являются следственные действия (осмотр, освидетельствование, обыск, выемка и т.д.). Существуют и иные (чисто технические) способы собирания доказательств – представление и истребование, возможность проведения которых четко не регламентирована УПК РФ, но тем не менее прямо вытекает из его смысла и т.д.

Однако в настоящее время в арсенале следователя имеются и более сложные познавательные конструкции комплексного (комбинированного) характера, а именно: наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку; контроль и запись переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Законодатель помещает соответствующие ст.ст. 185, 186 и 186.1 УПК РФ совместно с нормами, регламентирующими обыск и выему, видимо тем самым предполагая их сущностную близость. Все эти три процессуальные процедуры можно рассматривать как следственные действия лишь частично, применительно к тем элементам, где осуществляется познание обстоятельств уголовного дела. В этой связи следует вспомнить, что мы придерживаемся наиболее узкого подхода к процессуальной сущности следственных действий, предполагая их строго познавательный характер и направленность на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела . Вместе с тем, наложение ареста на почтово-телеграфные оправления их осмотр и выемка, соответствуют направленности следственных действий только в части осмотра и выемки, тогда как само по себе наложение ареста носит не познавательный, а чисто обеспечительный характер. Контроль и запись пере-говоров, а также получение информации о соединения между абонентами и (или) абонентскими устройствами можно расценивать как следственное действие лишь в части соответственно просушивания фонограммы переговоров или осмотра материалов о соединениях.