Россинский С.Б. Очная ставка как превентивное средство обеспечения права на справедливое судебное разбирательство // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции (Иркутск, 6-7 июня 2019 г.). – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2019

Полномочия органов предварительного расследования, связанные с установлением обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, выражены, в первую очередь, в возможности проведения различных следственных действий, одним из которых является очная ставка. Она состоит в одновременном допросе в присутствии друг друга определённых участников уголовного судопроизводства, уже прежде дававших показания по данному делу.

Начиная с дореволюционных времен очная ставка преимущественно позиционируется как сугубо проверочное мероприятие, направленное на устранение противоречий в имеющихся показаниях. Так, ст. 452 Устава уголовного судопроизводства Российской Империи 1864 г. предписывала проведение очных ставок между свидетелями в тех случаях, когда от разъяснения противоречий в их показаниях зависело дальнейшее направление следствия. Кстати, в этой связи необходимо обратить внимание, что дореволюционный законодатель еще не предусматривал возможности производства очных ставок в отношении других субъектов уголовного процесса: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего.

Согласно ст. 162 УПК РСФСР 1960 г. и аналогичных положений уголовно-процессуальных кодексов других союзных республик (Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР и т.д.) очная ставка могла проводиться между любыми ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имелись существенные противоречия. Этот же подход к сущности очной ставки был заложен и в ст. 192 действующего УПК РФ, и в уголовно-процессуальные кодексы иных государств, возникших на постсоветском пространстве (Украины, Беларуси, Казахстана, Грузии и т.д.).

Читать далее…