Россинский С.Б. Проблемы преподавания уголовно-процессуального права и влияние научных школ на их разрешение // Школы и направления уголовно-процессуальной науки: сборник докладов и сообщений на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию (Санкт-Петербург, 5–6 октября 2005 г.) / под ред. А.В. Смирнова. – СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2006

Социально-экономические процессы, происходящие в стране в последние годы, возникновение и укрепление новых экономических отношений сопровождаются существенным ростом преступности, усилением криминализации общества. Поэтому при подготовке квалифицированных юристов любых специализаций исключительно важны дисциплины уголовно-правового цикла, в частности уголовно-процессуальное право. Однако результаты опросов и тестирований студентов и практических работников на предмет их остаточных знаний; результаты государственной аттестации и кандидатских экзаменов свидетельствуют о том, что преподавание этой дисциплины зачастую осуществляется на ненадлежащем уровне.

Очевидно, что недостатки преподавания уголовно-процессуального права обусловлены причинами, как объективного, так и субъективного характера. Причем эти причины, как показал наш анализ, являются общими для многих юридических вузов и факультетов России и обусловлены комплексом нерешенных проблем.

Ряд таких проблем, безусловно, связан с происходящими в стране переменами. Напомним, что в Советском Союзе в силу определенных причин было достаточно небольшое число юридических вузов и факультетов. Многие из них при уже в 1992 году оказались за рубежами России, например, юридические факультеты Белорусского, Киевского, Одесского государственных университетов, Харьковский юридический институт и др.  К тому же в Советском Союзе основная масса юристов готовилась в системе вузов правоохранительных органов, и, прежде всего, в МВД и других военизированных учебных заведениях. Потребность в юристах гражданско-правовой специализации была невысока и резко возросла только с возникновением большого числа новых хозяйствующих субъектов.

Читать далее…